<<< обратно
РЕГГЕЙ Современный
музыкальный фольклор Ямайки. Стиль сформировался приблизительно в 1968 году,
пройдя цепь трансформаций. У истоков реггей стояли ка-рибский фольклор (конкретно,
калипсо), африканская музыка и популярные стили черной музыки США, в первую
очередь ритм-блюз. Первый своеобразный стиль —«ска» сложился в начале 60-х
годов. Его преемником был «рок-стэди» (1966), из которого и возник реггей.
Музыку реггей отличают особый ритм с ударением на первой и третьей долях (в
отличие от второй и четвертой в блюзе и роке), а также спицифический саунд:
характерная партия ритм-гитары, резко задающая ритмический рисунок, «плывущий»
звук электрооргана и акцентированные сбивки ударных. Популярной разновидностью
реггей является манера «даб», с выдвинутой вперед ритм-секцией и сильно
реверберированным звучанием. На Ямайке песни реггей имеют отчетливую
социально-политическую окраску: родившаяся в трущобах, эта музыка по праву считатется своего рода рупором протеста как люмпенов и
безработных, так и политической оппозиции. Помимо социальной критики,
огромное место в тематике песен занимает проповедь так называемого
«растафарианства»— наивной религии обездоленных, сочетающей элементы
христианства и африканских языческих поверий. Хотя слово «реггей» ввела в
обиход группа «Майталс», патриархом, очеловеченным символом этой музыки
справедливо считают Боба Марли, автора песен, певца и гитариста. Марли в
середине 70-х годов удалось практически в одиночку (точнее, со своей группой
«Уэйлерз») удивить и убедить весь мир, сделать реггей большой музыкальной
модой. Особенно сильное влияние стиль сказал на группы «новой волны», в
частности «Полис», «Аквариум». Выхолощенный диско-вариант реггей не без
успеха записывали «Бони М». После смерти (от рака) Боба Марли в 1981 году
популярность реггей в мире заметно упала. Никто из возможных «наследников»
(Эдди Грант, группа «Блэк Ухуру», Зигги Марли — сын Боба) не достигает пока
уровня патриарха. |